palborum (palborum) wrote in arch_heritage,
palborum
palborum
arch_heritage

Categories:

Гледенская обитель.

Начну, пожалуй, с известного:
"Немного лет тому назад
Там, где, сливаяся шумят
Обнявшись, будто две сестры

Струи ... Сухоны и реки Юг ...
Был монастырь..."
Местечко славное! Соединившись, обе реки устремляются далее, навстречу студёным волнам Белого моря, оставляя в стороне высокую гору Гледен, с когда-то шумевшим на её кручах одноименным торговым городом, заложенным в XII - XIII веках князем Всеволодом Большое Гнездо.




История городка скрыта от нас густой пеленой лет, сквозь которую смутно доносятся невнятные слухи о его разграблении татарами и окончательной гибели в середине XV столетия в результате жестоких междоусобных княжеских войн. В конце 1610-х годов на берегу реки Юг ещё виднелась "половина осыпи старого городища", но со временем исчезла и она. Зато остался основанный одновременно с городом Троице-Гледенский монастырь - один из старейших на Русском Севере.



До середины XVII века монастырь был полностью деревянным. Он имел два храма - соборную церковь Троицы, шатрового типа и тёплую Успения, а также ряд келий с оградой, выгоревшей в пожар 1617 года. Современный собор Святой Живоначальной Троицы был заложен в 1659 году на средства устюжских купцов Силы, Ивана и Василия Грудициных. Причём Василий, после смерти братьев, совсем в духе современных телесериалов, присвоил выделенные на строительство деньги, а сооружать собор не стал. Лишь после жалобы игумена монастыря Андроника патриарху Иоакиму Василий возобновил строительство, которое и было окончено в 1701 году.



Образцом вновь возведённого здания, по-видимому, послужил собор Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге. Однако ряд черт отличает этот храм от прототипа. Особенно необычна постановка колокольни не на углу, а по продольной оси здания. Её строиный восьмигранный столп с шатром водружён на низкий, прорезанный арками четверик, служащий входом в собор и соединённый с галереей крытой лестницей.



Монументальности облика собора во многом способствует его сдержанное декоративное убранство. Членящие стены лопатки, простые карнизы тяг, архивольты пологих закомар - вот собственно и весь его первоначальный убор. Размеры храма подчёркивают пониженные галереи, которые окружают его с трёх сторон и заканчиваются с востока небольшими кубическими приделами. Восьмигранные барабаны глав украшены изящными кокошниками у основания.



Выразителен и оригинальный интерьер Троицкого собора. Светлый и просторный он имеет не четыре, а только два мощных столба, поддерживающих своды. Такое двустолпие ведёт происхождение от Благовещенского собора Сольвычегодска, получив затем широкое распространение в вологодско-костромских памятниках XVII века.



Внутри собора сохранился резной пятиярусный иконостас, выдержанный в формах елизаветинского барокко - настоящий шедевр декоративно-прикладного искусства. Особое очарование ему придаёт большое количество деревянной скульптуры, завершающей это грандиозное сооружение и подчёркивающей его основные членения.



Сохранился договор монастыря с иконописцами и резчиками позволяющий уточнить дату возведения иконостаса и имена мастеров, трудившихся над его созданием. Это тотемские резчики братья Тимофей и Николай Богдановы, художники Алексей Колмогоров, Егор Шергин и Василий Афанасьев. Работы по золочению возглавлял Пётр Лабзин. Датируется сооружение 1776 - 1784 годом.



В 2008 году, будучи президентом, Троицкий собор посетил В.В. Путин. Это небольшое фото, опубликованное на сайте kremlin.ru, тому свидетельство.



В 1841 году монастырь был упразднён, но в 1912 - открылся вновь в качестве женской обители.



Троицкий собор. Фотография 1910-х гг.



Монастырская сторожевая башня. 1759 - 1763 гг.



В первой четверти XVIII века монастырь не имел других каменных построек, кроме собора. Однако, в 1729 году рядом с ним была заложена тёплая Тихвинская церковь с трапезной палатой, законченная в 1740-х гг. Обрушившийся угол этой трапезной вы видите на этом фото.



По своему типу Тихвинская церковь вполне традиционное монастырское сооружение и выдержано в предельно строгих формах архитектуры середины XVII века. В общей композиции двухэтажного здания высокий нижний этаж-подклет служил для хозяйственных нужд, являясь одновременно мощным постаментом для главного верхнего.



Видимо, в те же 1730-е гг. появилась и низкая каменная ограда монастыря с двумя воротами и с башней в северо-восточном углу. Однако, строительство стен так и осталось незавершённым из-за нехватки денежных средств.



Любопытны западные парадные ворота монастыря выполненные в виде однопролётной арки с нарядным обрамлением и невысоким аттиком. (См. первое фото). Здесь вы видите их с внутренней стороны.



После революции монастырь окончательно закрыли (1925). Сначала его использовали как колонию для беспризорников, детский дом-изолятор. Затем в качестве пересыльного пункта для раскулаченных и дома для престарелых инвалидов. В настоящее время комплекс работает в музейном режиме.


Tags: Вологодская область, монастыри
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments