rtv_medveditsa (rtv_medveditsa) wrote in arch_heritage,
rtv_medveditsa
rtv_medveditsa
arch_heritage

Categories:

Восточная Беларусь. Могилев и окрестности. Часть 2.1: гг Орша, Шклов

Продолжаю описание ноябрьской поездки  с ПИКО (Православное историко-культурное общество).
Это первый день поездки. Уже описаны Смоляны, и вот добралась до Орши.

Укрепление Орша возникло как один из форпостов восточных рубежей Полоцкой земли.

Замчище

В письменных источниках впервые упоминается в «Повести временных лет» под 1067 годом как город Ръша Полоцкого княжества.

Замчище
Территория городища Орши

О происхождении названия города
По одной версии, название города Орши происходит от реки Рша (современная Оршица). Рша, Ржа – река, в которой ржавая, богатая железом вода, что не редкость. Это свойство воды позволило в древности добывать и обрабатывать железо.
По другой, название имеет фино-угорские корни. «Аршан» по-бурятски означает «лечебный родник». В марийском языке слово «орша» состоит из двух частей: «ор» - пойма реки, «ша» - суффикс, обозначающий воду, то есть проточная вода, река, вода в пойме реки.

«Сердце города». Древнее городище находилось в месте впадения реки Оршица в Днепр. Оно было хорошо укреплено: с двух сторон его окружали реки, с третьей – глубокий ров, наполненный водой. Отсюда стал развиваться город. Культурный пласт при раскопках городища датируется X-XII веками и относится к периоду раннего феодализма. Сегодня на городище установлен памятный знак с датой первого летописного упоминания города Орша «1067».

Замчище
Памятный знак на территории городища Орши

Город Орша был заложен у впадения речки Рши (Оршицы, Оршанки) в Днепр еще во времена Брячислава Полоцкого и стал восточным пограничным форпостом этих земель, контролирующим важный участок торговых, а позднее - перекресток стратегических сухопутных путей.

Мне всегда интересно, какие осады и с каким результатом выдержало осматриваемая бывшая крепость. Когда представляешь время, историю осады, противника, то и сама территория и ее памятники смотрятся под углом зрения защитников.
Более или менее становятся понятны их замыслы, причины построек, и, как следствие, тип архитектуры. И тогда уже город/архитектура воспринимается целостно и близко. Понятна логика созданных комплексов.
Иногда даже ловлю себя на мысли: а как бы я сделала в этой ситуации?

Когда удается "погрузиться", как бы вернуться в прошлое (вот для чего нужен хороший экскурсовод!), то погибшие сооружения зрительно "ставишь" туда, где они должны быть по логике действий представляемых "прошлых" современников. Начинаешь ценить отсутствующие строения; понимать, что вот в этом временном срезе было так-то и потому-то. А п-о-т-о-м, из-за изменения исторической и технической ситуации добавилось то-то и то-то. И крепость уже стала не нужна.
... Но как мне ее зрительно не хватает, когда я мысленно в 11 веке и в приближается чужая армия :(((
И собор взорван, а как же - привычный ритм шпилей в панораме города???

И хорошо, что мне рассказали, объяснили и показали, почему построены именно эти и такие соборы и где они располагались.
Вот я их и ставлю на их места и в их время и смотрю на них глазами их современника...
И кажется, мне-сегодняшней, что какие-то пробелы наполняются смыслом, поднимают до своих бывших "башен-шпилей", показывая сверху гармонию и духовность даже урбанизированного пространства.

- вот такой познавательный процесс мне интересен.
В случае Орши, я нашла такой материал и привожу его (все источники есть в конце отчета).

Впервые упоминаемая в письменных источниках в 1067 году Орша к этому времени уже имела треугольный детинец с оборонительным валом и рвом, деревянной стеной и каменной вымосткой. В 1119 году городом овладели войска великого князя Киевского Владимира Мономаха.

В начале XIII столетия здесь появилось Оршанское Евангелие - белорусский рукописный памятник.

Городские укрепления впоследствии не раз подвергались атакам и были уничтожены к первой половине XIV века. Тогда городище расширилось, был насыпан новый вал и возведены стены. Благодаря этой кардинальной перестройке в 1397 город выдержал осаду Смоленского князя Святослава. В 1401 году два дня Оршанский замок осаждал князь Свидригайло.

Стратегическое расположение Орши заставило ее владельца великого князя Витовта начать строительство дорогостоящего каменного замка - крайне редкого для восточных белорусских земель архитектурного сооружения - не на первоначальном детинце, а на территории перед городищем за рвом (его строительство длилось около 200 лет и завершилось в 1620 году).

В 1500 году Оршу заняли войска Русского государства, но через 3 года она была снова возвращена в состав Великого княжества Литовского. Город устоял во время осады 1507 года, а через 7 лет под его стенами произошла известная битва, в которой русские войска потерпели поражение. Ежегодно 8 сентября отмечается годовщина Оршанской битвы – неофициальный День белорусской воинской славы. Битву празднуют каждый год прямо на месте событий, под Оршей, на правом берегу Днепра, где в него вливается речка Крапивенка.

Оршанский замок в начале XVII века, по свидетельству историков, продолжал играть важную роль стратегического центра обороны восточных рубежей Великого княжества Литовского.

В декабре 1620 года король Сигизмунд подписал городу привилей на Магдебургское право. В Орше появилась ратуша, на ней размещались часы и сюда же разрешалось перенести из замка колокол. Город активно развивался, в нем начали строиться.

В годы русско-польской войны Орша не раз переходила из рук в руки. В 1653 и 1654 году город дважды горел. Довершила разорение Северная война и оккупация города войсками Наполеона, который назначил интендантом города будущего классика французской литературы Анри Бейля (позже, занявшись литературной деятельностью он взял псевдоним Стендаль). Будущий Стендаль, будучи интендантом, жил в иезуитском коллегиуме в кампанию 1812.

Коллегиум Иезуитов, Орша

Вот как коллегиум (восстановленный) выглядит сейчас:

Коллегиум Иезуитов, Орша



Коллегиум Иезуитов, Орша


Иезуитский коллегиум в Орше, включающий в себя комплекс из костела, монастырского корпуса, здания бурсы (училища) и хозяйственных построек, стал одной из главных историко-культурных достопримечательностей города. На сегодняшний день в трехэтажном здании главного корпуса уже разместились детская библиотека им. В.Короткевича, художественная галерея с выставочным залом, отдел культуры горисполкома. Коллегиум был построен в Орше для иезуитов в 1604 году знаменитым канцлером Великого княжества Литовского. До 1690 года здание было деревянным, а в конце XVII века появился каменный комплекс, включающий костел, монастырский корпус, здание бурсы (училища) и хозяйственные постройки. В Оршанском иезуитском коллегиуме был написан "Оршанский кодекс" - сборник популярных драм и интермедий эпохи барокко, которые ставились в Варшаве, Витебске, Новогрудке, Полоцке. Ныне эта литературно-историческая ценность находится в библиотеке в Вроцлаве. В 1820-е годы Оршанский иезуитский коллегиум прекратил существование. Здание коллегиума было переоборудовано под тюрьму. В 1993 году на территории памятника архитектуры были проведены археологические раскопки и сделан проект реставрации. Сегодня коллегиум приобрел свой первозданный вид.

Коллегиум Иезуитов, Орша


Видимо, как продолжение традиционной компоновки этой территории, на почти том же месте возведено каменное здание новой водяной мельницы. На фронтоне ее постройки, сочетающей в себе традиции псевдоготики и элементы псевдорусского стиля, выложена дата строительства - 1902 г. В то же время, и в том же архитектурном стиле построен и расположенный рядом с мельницей арочный мост через бывший защитный замковый ров.

Водяная мельница, мост. Орша
Водяная мельница, Орша

На снимках Орши, сделанных в начале 20 столетия, видна (на втором плане) существовавшая напротив нынешнего здания нарсуда церковь Рождества Богородицы (1691 г.).



Сейчас ее построили заново:

Церковь Рождества Богородицы, 2000, Орша

Церковь Рождества Богородицы, 2000, Орша

Рядом в парке сохранилось здание бывшего костела доминиканцев. Начало его истории относится к 1649 г., когда, как свидетельствует "Опыт описания Могилевской губернии" А. С. Дембовецкого, "князь Иероним Друцкий-Сокольницкий приютил Доминикам в обширном каменном костеле" (другие источники постройку каменного костела датируют 1819 г.). Предполагается, что первоначальный облик здания значительно изменился еще в 19 в., когда в ходе реконструкции были снесены две высотные башни над его главным фасадом.

Римско-католический костел
Построен во второй половине XIX в. В советские годы в здании располагался Дом Культуры Строителей.
Фотография и текст из Альбома "Города Беларуси на старых открытках", издательство "Беларусь". Автор текста и составитель альбома Вячеслав Михайлович Целяш




После другой, сравнительно недавней, реконструкции и пристройки дополнительных помещений с южной стороны костела, его здание использовалось в качестве городского Дома культуры строителей. Возрождение и реставрация древнего храма начались в 1990 г., когда он снова был передан католической общине...

Римско-католический костел Орша, вид со стороны Днепра.
Вид на оставшуюся старую часть костела от Днепра.

-------------------------------

С базилианским монастырем связано и выявление одного из древнейших памятников белорусской письменности - Оршанского евангелия 13 в. Хотя свое название оно получило по месту находки, когда в 1812 г., как свидетельствуют архивные записи, было обнаружено "среди разного хлама церковных вещей и бумаг, выброшенных французам из монастырей города Орши после их разграбления",; создано это евангелие, по предположениям специалистов, на Полотчине, где в Софийской церкви Ейфросиния Полоцкая составляла летописи, переписывала книги, оставила богатый автобиографический материал.
Когда-то архитектурный ансамбль базилианского монастыря являлся одной из главных достопримечательностей Орши. Размещался он недалеко от исторического центра города и был одним из узловых пунктов в городской планировке. Со всех сторон издалека виднелась величественная Покровская церковь (бывший костел) - трехнефовый крестово-купольный храм с двухбашенным главным фасадом. Его внутренний объем разделялся вдоль рядами колонн (так называемая базилика). Уже в 20-х годах текущего столетия монастырский комплекс был взят под охрану государства. Архитектурно-художественные качества этого памятника старины привлекали специалистов. Его изящными постройками архитектуры барокко с элементами раннего классицизма Подолгу любовались туристы и гости Орши. Известно, что в конце 20-х годов в здании бывшего храма работал сельскохозяйственный музей, проводились выставки, а в 30-х здесь был открыт краеведческий музей. Даже прилегающий к монастырским постройкам переулок до настоящего времени в Орше называется Музейным.
Немало усилий, средств и времени потребовалось в 60-х годах для совершенно безосновательного и бесцельного сноса этого величественного храма, - в пустошь на десятилетия превратилась некогда занимаемая им территория...



--------------------------------

Пожалуй, самой величественной постройкой на бывшей Могилевской улице, да и во всей старой Орше, являлся возведенный в 1714г. Адамом и Владиславом Саковичами монастырский комплекс тринитариев. Состоял он из каменного костела и большого двухэтажного жилого здания. Жилое же монастырское здание сохранилось до настоящего времени (теперь это дом N'21 по ул. Комсомольской) и используется под городской архив и жилье.

Жилое здание монастыря тринитарие, Орша

------------------------------------------

В Заднепровьи напротив устья Оршицы и древнего детинца Орши размещалась одна из наиболее давних культовых построек города - деревянная Ильинская церковь. Как гласит предание, возведена она здесь в 1460 г. польским королем Казимиром в знак благодарения судьбы и бога за сохранение жизни супруги - Елизаветы, - однажды она едва не утонула, чудом оказалась спасенной, а поскольку случилось это в день пророка Ильи, то и храм назвали Ильинским. Однако та церковь вскоре сгорела, а на ее месте княгиней Софьей Юрьевной в 1505 г. была выстроена другая, тоже деревянная, и тоже Ильинская церковь. Связанное с ней предание повествует о том, что в этой церкви Петр ( молился о даровании победы над шведами). Строительство же каменной Ильинской церкви, которая сейчас существует в Орше и является действующей, окончено в 1880 г. С тех пор и возвышается здесь на берегу Днепра этот величественный крестово-купольный храм псевдорусского стиля.

Ильинская церковь. Орша



Ильинская церковь. Орша



Ильинская церковь. Орша

(простите за срезанные кресты, ее неоткуда фотографировать полноценно, к сожалению).

------------------------------------------------

Кутеинский монастырь

в 1623 году был основан Кутеинский Богоявленский православный мужской монастырь, известный как один из крупнейших центров белорусского книгопечатания в XVII столетии. Самой известной книгой выпущенной в типографии, которую возглавлял белорусский печатник и просветитель Спиридон Соболь, стал "Букварь".

Основой архитектурного ансамбля Богоявленского монастыря  являлся грандиозный деревянный собор, сооруженный в 1623-1635 годах. Огромные размеры и строгая ясность четырехсрубной пятиглавой композиции придавали храму величие и художественную выразительность.


Деревянный Богоявленский собор Кутеинского мужского монастыря 19 в.

Какой был собор! Если бы он сохранился до наших дней... Как хочется на него посмотреть, рассмотреть...


В середине 17 века на территории Кутеинского Богоявленского монастыря была построена каменная Свято-Духовская церковь. В перестроенном виде она сохранилась до наших дней. "Историческое здание церкви перестроили в соответствии с художественными требованиями времени (1860-е г.). Трехдельный храм утратил первоначальное завершение в три свода и три главы, взамен кторых устроили единое скатное покрытие с главками посередине и над алтарем. Одновременно храм был переименован в во имя Живоначальной Троицы" И.Н. Слюнькова "Храмы и монастыри..."

Фото из книги И. Н. Слюнькова "храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской Империи", М.: Прогресс-Традиция, 2010, стр 296


В 1995 году  храм отреставрировали так: он представляет собой храм одного из направлений сарматского стиля, имеющего ренессансные черты, но в отличие от сарматского стиля, который наследовал местные готико-ренессансные традиции, эти храмы ближе к образцам т.н. североевропейского ренессанса. Одной из самых характерных деталей этого стиля является плоский фасад храма, разбитый на несколько ярусов и покрытый неглубокими нишами.
В Беларуси эти ниши еще и покрывались фресками. К сожалению ни в одном из существующих храмов эти росписи не сохранились, и известны только по описаниям и старым рисункам. Троицкая церковь, сравнительно недавно обрела современнный облик. Первоначальный ренессансный фасад был уничтожен при перестройке в 1870 году, была изменена форма крыши и добавлена «луковица». Храму вернули облик близкий к первоначальному уже в наши дни.
Монастырь Кутеинский, церковь Троицкая

Монастырь Кутеинский, церковь Троицкая

Монастырь Кутеинский, церковь Троицкая

----------------------------------

Далее, едем в Шклов. Шклов (районный центр области) известен по архивным источникам с первой половины XVI в. Как и большинство других белорусских городов, он был частновладельческим поселением магнатов Ходкевичей, Синявских, Чарторыйских. После первого раздела Речи Посполитой (1772 г.) Шклов вошел в состав Российской империи как уездный город Могилевской губернии, а позже — как центр волости Могилевского уезда. В конце XVIII в. город стал быстро расти и по ряду торгово-экономических показателей обошел Могилев. Причиной тому, в частности, была деятельность князя Г. Потемкина, а затем генерала С. Зорича, к которому город перешел в 1783 г.
Здесь быстро развивались мануфактуры: шелковая, суконная, парусиновая, канатная и др. По инициативе Зорича в Шклове был создан кадетский корпус, который вскоре перешел в ведение военного ведомства. В 1801 г. корпус был переведен в Гродно, а затем в Москву, где был назван Первым кадетским. В 1780 г. в городе строится театр (разобран в 1844 г.), в котором выступали крепостные актеры.
Дворец владельца и многочисленные новые постройки привлекали в Шклов столичную знать. К сожалению, богатая история Шклова, его архитектурно-строительные и культурные достижения конца XVIII — начала XIX в. сейчас достояние исследователей-искусствоведов и архитекторов. Нет уже дворца, кадетского корпуса, театра, корпусов мануфактур. Единственным памятником, и то сохранившимся с большими разрушениями, является городская ратуша.
Подробнее про одного из известных людей, связанных с Шкловым: http://shklov-foto.blog.tut.by/2010/04/25/kto-prevratil-shklov-v-belorusskij-versal/
Визитной карточкой Шклова несомненно является Шкловская ратуша, построенная в конце XVIII века. Каменная ратуша с высокой граненой башней выполнена в стиле классицизма и строилась вместе с торговыми рядами. Башню украшают часы, а на ее шпиле красуется герб Шклова. Шкловская ратуша по праву считается уникальным памятником архитектуры, так как в Беларуси осталось очень мало строений такого типа. Шклов. Ратуша

Шклов. Ратуша

Шклов. Ратуша

церковь Спасо-Преображенская, начало 20 в. Шклов. церковь Спасо-Преображенская

После Шклова, уже вечером, мы поехали в Могилев, о котором я уже рассказывала.

Используемые материалы:

Орша: http://yardkeeper.livejournal.com/101555.html , http://www.tourvitebsk.by/index.php?option=com_content&task=view&id=20 ,
http://globus.tut.by/orsha/,
http://antonsm.livejournal.com/9238.html,
http://turist.by/belarus/orsha,
http://photobelta.by/ru/photos?rubric_id=35&theme_id=10305&id=45613,
http://orshacity.narod.ru/history/index3.html,
http://ru.wikipedia.org,
http://orshagorodmoy.info/photo/15
И. Н. Слюнькова "храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской Империи", М.: Прогресс-Традиция, 2010
Tags: Белоруссия, Могилевская область, барокко, воссоздание, города, монастыри, храмы, эклектика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments