Kuba (kuba) wrote in arch_heritage,
Kuba
kuba
arch_heritage

Categories:

Бессарабия: Белгород-Днестровский.

Добравшись до Одессы и сдав вещи в камеру хранения, отыскала маршрутку в город Белгород-Днестровский, где и оказалась через полтора часа довольно стремной езды на приличной скорости по узкой дороге.

В первую очередь, внимания в городе заслуживает, конечно, знаменитая крепость XIII-XVвв, самая большая на территории Украины, более всего известная под турецким названием Аккерман.
Скорее всего, крепость начали строить то ли генуэзцы, то ли молдаване, а достраивали и укрепляли уже турки. Оттого посреди гражданского двора до сих пор сохранился минарет от находившейся здесь мечети, возведенной на фундаменте христианской церкви XII-XIIIвв. Генуэзцам же приписывают постройку цитадели - небольшого, но весьма внушительного вида укрепления на гарнизонном дворе.
В некоторых местах есть возможность взобраться на крепостные стены, но долго разгуливать мне там не пришлось - ветер с Днестровского лимана, на берегу которого Аккерман и расположен, даже при жалких 5 градусах мороза и высокой влажности пробирал до костей.


Крепость Аккерман (XIII-XV вв): крепостной двор, комендантская башня и цитадель.



Гражданский двор крепости: минарет и Сторожевая башня и башня главного входа.


Башня главного входа.


Цитадель на фоне лимана.


Цитадель изнутри.


Стена, разделяющая гражданский и гарнизонный дворы крепости.


Эта башня называется "башней Пушкина" (ну ладно).


А вот эта - почему-то "башней Овидия" (хотя Овидий сюда, похоже, не доехал).

Прямо под стенами Аккермана на небольшом участке можно увидеть раскопки античного города Тира (основан выходцами из Милета в VIв до н.э., достиг расцвета в IV-IIIвв до н.э.), вернее, небольшой его части, поскольку бывший портовый район Тиры сейчас покрыт водами лимана, а на другой ее части, акрополе, собственно, построена крепость. Впрочем, античные руины перемешаны здесь с остатками средневековых зданий XIII-XIVвв. А вот музей с археологическими находками и прочими артефактами крепости оказался наглухо закрыт, несмотря на рабочий день.


Руины города Тира фоне башни главного входа.


Остатки античной круглой башни (Vв до н.э.).

Замерзнув окончательно, поспешила уйти с прибрежной территории вглубь города, тем более, что сам Белгород-Днестровский местами также довольно интересен. Сначала, впрочем, пришлось пройтись по Портовой улице, на которой находятся две старейшие культовые постройки города: греческая и армянская церкви. Греческая церковь относится к концу XIIIв или XIVв, но сильно перестроена в XIX веке, оттого на старый храм не похожа. Рядом стоит часовня местночтимого святого генуэзца Ивана Сочавского то ли XV века постройки, то ли середины XIX в. Такое значительное расхождение в датах, видимо, происходит из-за несовпадения данных в источниках, но давно вышедшее из практики сложное лучкообразное перекрытие свода свидетельствует, скорее, в пользу большей древности постройки. Читала, что до недавней реставрации в часовне сохранялись старые фрески, но сейчас весь интерьер сплошь новодельный.

Армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы по виду сильно аутентичнее, хотя тоже подвергалась некоторым переделкам со времени постройки (предположительно, построена греками в XIV-XVвв). Эта длинная и простая по конструкции базилика на 2/3 ушла в землю. Интересно было бы взглянуть на интерьер, но церковь оказалась закрыта. Хорошо, что сама базилика и перенесенный на ее территорию с берега лимана древний сарматский (вроде бы) склеп (предположительно, III в н.э.) хорошо просматривался сквозь ограду.

Далее приняла решение добраться до древней подземной церкви над источником Ивана Сочавского, что в нескольких км от города в поселке Шабо. Пришлось долго идти пешком по Шабской улице. Мимоходом взглянула на сохранившийся дом, в котором в 1821 году, будучи 3 дня в Аккермане, останавливался Пушкин - по-моему, там и поныне живут люди (впрочем, по сравнению с обжитой быв. церковью XII века в Великом Новгороде это цветочки).
Когда же добрела наконец до источника, усилия мои были вознаграждены: обнаружила церковь открытой! Это оказалась небольшая и крайне простая постройка XIX века над интересной формы маленькой пещерной церковью XIV века, куда нужно спуститься по крутой и узкой лестнице. Вообще, место впечатляющее и уникальное, хотя и без архитектурных изысков.

Помимо вышеперечисленного, в Белгороде есть также несколько православных храмов классицистического стиля, построенных в XIXв уже после присоединения Бессарабии к России, но такого добра и в России хватает, оттого к ним специально не ходила.


Армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы (XIV-XVвв).


Греческая церковь (ни на XIIIв, ни даже на XIVв не похоже).


Часовня Иоанна Сочавского (тоже с неопределенной датой постройки).


Часовня Иоанна Сочавского: интерьер после "реставрации" и тот самый лучкообразный свод.


"Сарматский" склеп (IIIв н.э.).


Оригинальной формы подземная церковь над источником Иоанна Сочавского (XIVв).

По возвращении в город времени у меня практически не оставалось - очень хотелось вернуться в Одессу к началу спектакля в Оперном театре (а спектакли там начинаются почему-то в 16.00!). Однако не могла отказать себе в небольшой пробежке по центральным улицам Белгорода-Днестровского, сохранившим, несмотря на всякие исторические катаклизмы, какой-то особый бессарабский колорит - в том числе, и довольно много старой застройки.

Вот такие типовые дома:









А этот не очень типовой - сейчас здание библиотеки:




Вид на Свято-Вознесенский собор (1915-1820гг).
Tags: Украина, археология, крепости, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments