?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

НАЧАЛО:
ЧАСТЬ 1

Продолжаем смотреть кино. Предлагается серия 2, исключительно позитивная. Самая позитивная из всего сериала. Кстати, наиболее внимательные читатели/смотрители заметят, что многое в ней пересекается с моими давними постами про успехи последних реставраций.






























































ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

P.S.При подготовке использована фотосъемка А. Слезкина, А. Чекмарева, А. Ракитина, А. Бокарева, А. Найденова, М. Ильина, Т. Алексеевой и др., а также фотографии с сайтов:
http://temples.ru/
http://sobory.ru/
http://www.rus-sobori.ru/
http://panoramio.com/
http://community.livejournal.com/arch_heritage/
и с официальных сайтов храмов и монастырей.
Старая съемка:Фотоархив ИИМК РАН, паспорта памятников Министерства культуры РФ, фотографии С.М. Прокудина-Горского и др.

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
shulpyakov
Jan. 20th, 2011 03:40 pm (UTC)
спасибо! то как сделали в Старице я даже сам видел - действительно, отлично
av4
Jan. 20th, 2011 03:45 pm (UTC)
Да, там хорошие специалисты работали. Алексей Салимов, например, из Твери. Да и деньги серьезные. Проект курировал Христенко, был создан специальный фонд возрождения монастыря, памяти первого патриарха Иова, изначально здесь погребенного. Вот и результат.
(no subject) - shulpyakov - Jan. 20th, 2011 03:46 pm (UTC) - Expand
neringa_iris
Jan. 20th, 2011 03:48 pm (UTC)
В Поречье замечательная церковь, сама видела и была поражена!
grus57
Jan. 20th, 2011 04:10 pm (UTC)
А в Ворзогорском погосте кто ведет реставрацию ?
albokarev
Jan. 20th, 2011 07:04 pm (UTC)
В Ворзогорах местные работают, из Онеги.
daria_iz_orla
Jan. 20th, 2011 04:20 pm (UTC)
Очень позитивный пост, спасибо.
Но меня, как хроническую придираку, все равно кое что смущает. К примеру покраска храмов Чапаевска и Грабцева, которые судя по старым фото были из красного кирпича. В Чапаевске - позолотили купола, изначально бывшие судя по всему черными. Вообще, лучше всего когда храмы красят в белый цвет, им трудно испортить, как например безобразным оранжевым в Комлево.
Хотя, есть подозрение, что в следующем вашем посте мы увидим, как можно изуродовать храм и без оранжевой краски. Жду с нетерпением, и боюсь.:0))
av4
Jan. 20th, 2011 04:33 pm (UTC)
Конечно, в этих примерах тоже не все безупречно. Что-то может обсуждаться. Сами реставраторы между собой постоянно спорят, все же люди со своими вкусами. Золочение - вообще бич, его требуют чуть ли не все заказчики. Так что остается только надеяться на его качественное выполнение. Ну не хотят они ни черных, ни зеленых куполов. И никто не заставит, увы.

Про окраску. Для классицизма все же лучше желтоватая охра с белым. Или варианты - серый с белым, иногда розоватый, иногда светло-салатовый. Есть несколько вариантов расколеровки, их можно посмотреть на примере памятников Петербурга и окрестностей, там, где была качественная реставрация. Идеально на мой взгляд в этом отношении сделано в Талеже. Комлево тоже ничего, хотя немного ушло в неприятно розовый. Но возможно это эффект фотографии. Надо на Комлево в реале посмотреть.
(no subject) - daria_iz_orla - Jan. 20th, 2011 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Jan. 20th, 2011 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - daria_iz_orla - Jan. 20th, 2011 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av_otus - Jan. 20th, 2011 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - daria_iz_orla - Jan. 20th, 2011 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kir_posternak - Jan. 21st, 2011 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Jan. 21st, 2011 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kir_posternak - Jan. 21st, 2011 01:10 pm (UTC) - Expand
mozhav
Jan. 20th, 2011 05:24 pm (UTC)
сдаётся мне, что Владычный в Серпухове - тоже "предмет для дискуссий". и вобще хотелось бы чуть более развернутых подробностей. но в целом конечно здорово.

а в руинах Пореченского храма я можн сказать децтво провёл - дача рядом. вообще разрушенные церкви - одно из самых ярких ранних впечатлений. очень же хорошо, что их становится всё меньше, но как вспомниш - ууу...
av4
Jan. 20th, 2011 05:30 pm (UTC)
А чо с Владычным не так? Вроде я слышал только хорошие отзывы. Мы туда и конференцию НИИТИАГа в 2008 возили, реставраторша нам там все показывала. Наука была довольна увиденным, никто не плевался.

А подробности, сам понимаешь, возможны только когда знаешь всю ситуацию в лицах и деталях. А так приезжаешь и смотришь - режет глаз или нет. В основном так все и оценивают. По-хорошему надо смотреть документацию, что где было, из чего что сделано и т.д.
(no subject) - mozhav - Jan. 20th, 2011 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Jan. 20th, 2011 05:53 pm (UTC) - Expand
olbening
Jan. 20th, 2011 06:20 pm (UTC)
Ура! И вправду радостное зрелище :-) и ведь могут порой даже без золота и ядовитой краски! То есть вопреки всем новейшим модным трендам
А еще говорят, что ты пессимист: когда красота, так и у тебя в посте праздник
av4
Jan. 20th, 2011 06:25 pm (UTC)
Погоди. Это только часть вторая. Ложка меда. А дальше бочка дегтя будет.
(no subject) - olbening - Jan. 20th, 2011 06:29 pm (UTC) - Expand
07122
Jan. 20th, 2011 06:54 pm (UTC)
славно
grus57
Jan. 20th, 2011 07:32 pm (UTC)
Интересны все-таки трансформации Успенского Собора Иверского монастыря :))
Настоящая пластилиновая ворона.
Но очень здорово, что вы поместили две картинки рядом. Очень четко видно, сколько во всех этих "восстановлениях первоначального облика" от лукавого.
av4
Jan. 20th, 2011 07:42 pm (UTC)
Всегда бывает удивительно узнавать, что тот памятник, который ты считал аутентичным, донесшим пластику/фактуру/образ какого-нибудь из прошлых стилей, на три четверти новодел, пусть и изготовленный профессиональными руками реставраторов. Поэтому, я считаю, что в России споры о целесообразности научного воссоздания как метода вообще бессмысленны. Тут этим усиленно занимались всегда, только это у нас часто шло под шапкой реставрационных работ. Разрушенные войной новгородские храмы, Новый Иерусалим, пригороды Петербурга и далее почти везде... Подлинных кусков чего либо у нас вообще осталось очень мало. Мы не одиноки. У Германии и Польши, например, похожий опыт.
diana_spb
Jan. 20th, 2011 07:56 pm (UTC)
Спасибо!
jelounov
Jan. 21st, 2011 11:39 am (UTC)
спасибо огромное
титаническую работу вы проделали
av4
Jan. 21st, 2011 01:06 pm (UTC)
Пожалста, но это еще не все.
:-)
alik2005
Jan. 23rd, 2011 06:10 pm (UTC)
Ну хоть что-то радует!
До чего же "сочная" церковь в Устье!!
xfhlsv1964
Jan. 25th, 2011 06:31 pm (UTC)
Владычный монастырь в Серпухове
По этому объекту делал Дипломную работу, работал на нём трижды: в начале 1990-х - как подсобник и ученик мастера. На том этапе - вывозили десятки самосвалов бытового мусора, корчёванные и пиленые кубы "американского клёна", который пёр изо всех стен и фундаментов; расчищали завалы рушенных конструкций в "Насоятельском" корпусе (в лини стен, к югу от Надвратной церкви), завалы второго этажа трапезной. Укрепляли и вычиняли кладку стены XVI века в составе Настоятельского корпуса, примыкающую к Святым вратам: она на протяжении до 15 погонных метров лежала навалом. Сохранялись пилоны арок стены. Арки т ограду тогда вычинили и законсервировали. Через несколько лет, после организации в стенах памятника собственно монастыря как структуры - восстановили барабан на Северном, Трёхсвятительском приделе Введенского собора. Кстати, без грамма цемента - раствор делали по рецептам старых Мастеров.
Все эти годы Руководителем проекта была и остаётся Ольга Васильевна Гаева - талантливый московский реставратор, с большим опытом и столь необходимой в нашем деле доскональной дотошностью - чтобы ни йоты не наврать. Поэтому,когда в 2001 году меня приняли в творческую группу уже как специалиста (с отрывом от производства окончил в 1994 г. "Пруцинскую" Реставрационную академию на "Острове") - уже был готов продолжать работать на любимом объекте.
Самым загадочным оказался "Келейный" корпус (в линии стены, к северу от Святых ворот). Здание было изуродовано переделками конца XIX в. и ХХ века настолько, что "живого места не было". И разрушениям он подвергся более остальных построек. После вывоза, с тщательным просеиванием, "культурного слоя" изнутр периметра стен (при котором были найдены изразцы XVII - XIX вв., склянки, предметы обихода обители за 300 лет - появилась возможность более детально исследовать кладку стен, установить и зафиксировать места и габариты прежних проёмов, откосов, арок, ниш. Было установлено, что южная поперечная стена была разобрана и пренесена на один простенок южнее. Установлены места расположения печей, пяты и импосты сводчатых перекрытий, их следы примыкания к стенам и конструктив. Самым сложным вопросом оказалось решение о форме и перемычках оконных проёмов - они были растёсаны настолько, что следов практически не осталось. Пришлось ехать в Ипатьевский монастырь, где, судя по летописным данным, строительная артель трудилась перед Серпуховом. На келейных корпусах в Костороме венчающий карниз точь-в-точь совпадал с серпуховским, так же как и планировка, и импосты сводов. Поэтому в данном случае воспользовались документированным аналогом. Единственной неразрешённой загадкой остался переход между Трапезной и келейным корпусом (на фасаде, в уровне 2-го этажа Трапезной сохранился дверной проём). Поэтому фантазировать в "натуральную величину" не стали, ограничившись рядом гипотетических графических реконструкций.
Ещё одно приятное воспоминание - открытие на своде надвратной церкви Феодотия Анкирского, после разборки позднего кирпичного парапета, "горки" кокошников с лотками водомётов между ними. Причём срублены были только "кили", но так, что их конфигурация всё-таки читалась. А вот порталы надвратки оказались вырублены настолько, что ни о каком научном воссоздании речь идти не могла. Пришлось оставить утилитарные проёмы с арочными перемычками.
В целом, эти 20 лет - время, за которое осуществилась мечта. Из катастрофически руинированного кладбища архитектурного наследия восстановлен один из лучших в Подмосковье "Годуновских" ансамблей. Без профанаций и натяжек, на достойном профессиональном уровне. И ещё необходимо выразить признательность Настоятельнице - игуменье Алексии. Увы, но сегодня далеко не каждый деятель РПЦ готов следовать рекомендациям реставраторов, в какие бы затраты они не вставали. Здесь - положительный пример такого сотрудничества.

Александр Ж.
atlantis_sid
Mar. 14th, 2011 04:56 pm (UTC)
Про Валдай - помню ещё серые купола, и помню фразу из какой-то архитектурной книги, что купола северных церквей не золотили, а серебрили, под цвет северной воды. Думаю, это был как раз тот случай.
( 32 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel