?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

НАЧАЛО:
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2

Кончилось у меня кино жизнеутверждающее. Пошли другие жанры, от комедии абсурда до фильма-катастрофы.
































































ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

P.S.При подготовке использована фотосъемка А. Слезкина, А. Чекмарева, А. Ракитина, А. Бокарева, А. Найденова, М. Ильина, Т. Алексеевой и др., а также фотографии с сайтов:
http://temples.ru/
http://sobory.ru/
http://www.rus-sobori.ru/
http://panoramio.com/
http://community.livejournal.com/arch_heritage/
и с официальных сайтов храмов и монастырей.
Старая съемка:Фотоархив ИИМК РАН, паспорта памятников Министерства культуры РФ, фотографии С.М. Прокудина-Горского и др.

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
mozhav
Jan. 20th, 2011 08:34 pm (UTC)
ой кранты...
особенно конешно Клишино и последняя. такие научат..
frantsouzov
Jan. 20th, 2011 09:10 pm (UTC)
Церковь в Колодезском в оригинале была просто прекрасной! Но вот цвета, в которые ее умудрились раскрасить...
Последняя церковь, а точнее, ее восстановление - это ж надо так постараться было!
Хотя... Страна сейчас "небогатая", денег ни на что нет, государство не помогает... Вот народ и делает, как может. "Восстанавливает" памятник хотя бы так, чтобы можно было зайти внутрь и помолиться. Ну а "лепнина" и "соответствие оригиналу" в таких условиях отходят, к сожалению, на второй план. И непонятно, что лучше - чтобы забытые храмы продолжали разрушаться естественным путем, или же когда их "меняют" при восстановлении...
Эххх, сколько же раньше в стране у нас денег и населения было, что почти в каждой деревне строились действительно величественные храмы под большой приход...
av4
Jan. 20th, 2011 09:16 pm (UTC)
Вот и мне непонятно, как на все это реагировать. происходит то, что происходит. Ясно, что мы наблюдаем очередной (может быть окончательный) уход той России, которая когда-то была. Следующие поколения будут совершенно иначе, чем мы, представлять себе архитектурный ландшафт (и образ) старой России.
prussak
Jan. 20th, 2011 09:17 pm (UTC)
а вот космодемьянскую в муроме вы тут вставили зря - она, в отличие даже и от тех примеров, что приведены были как достойные подражания, едва ли не единственная следует принципам венецианской хартии реставрации.
av4
Jan. 20th, 2011 09:36 pm (UTC)
Спорный вопрос. Никто толком не знает, как выглядел шатер. Есть только примерный рисунок до обрушения. Я, кстати, не большой поклонник венецианской хартии, точнее ее некоторых положений, запрещающих стилизацию. Там, где есть достоверные данные, считаю, что нужно и должно дополнять утраты, максимально приближая их к стилю и формам сохранившегося памятника. Я не сторонник резкого контраста старого и нового. Меня в данном случае совсем не радует отливающий оцинковкой пояс кокошников, жестко контрастирующий с настоящими стенами 16 века. Я бы предпочел видеть образ памятника цельным. Но, поскольку шатер в силу отстутствия документальных данных вышел сильно приблизительный, то в данном случае я наверное бы оставил все как было, т.е. без шатра. Понимая, что уцелевший обрубок сам по себе особой красоты не нес. Просто здесь мы выходим на разговор о рамках допустимости в обращении с такими сложными и уникальными объектами, как этот храм. Все же 16 век, все же очень известная постройка. И вдруг вот так резво, ррраз... и получили цинковый шатер. Этот проект по крайней мере должен был широко обсуждаться в научных кругах, ибо ясно, что по нему есть разные точки зрения. Не настоятельница должна была ставить точку. И все же это не реставрация, а новое строительство на памятнике. Шатра полтора века не было. Для реставрации аргументации не хватает. Как-то так.
anikitski
Jan. 20th, 2011 09:42 pm (UTC)
Господа и дамы,
понимая весь ваш праведный гнев, позвольте всёж высказаться на тему не в смысле "ужОс, кАшамр", а совсем в другом смысле.
Скорость разрушения тех храмов, которые уцелели после Великого Русского Погрома такова, что пока мы здесь беседуем одна церковь БЕЗВОЗВРАТНО разрушается. Безвозвратно.
Участь Храма Христа-Спасителя в центре Москвы уникальна и по пальцам одной руки можно сосчитать храмы которые будут восстановлены на ровном месте или ВМЕСТО плавательного бассейна.
Кроме того, при таком "восстановлении" вряд ли кто-то всерьёз будет говорить об аутентичности, скорее, с некоторой натяжкой, об идентичности.
При той "варварской" восстановительной работе, которую проводят "попы" и красноречивые фото которой приведены выше, остаётся в целости целой бОльшая часть первоначальных констркуций, в большистве случаев сохраняется интерьер здания, старые росписи, до которых "не доходят руки". Часто, кроме наиболее вопиющих случаев, сохраняется и наружный декор.
Если обратиться к истории вопроса, то как ни удивительно, но т.н. "сталинские годы" были наименее разрушительными для храмов. В самом начале 30-х (надо поискать точно) Сталиным был подписан указ "О хозяйственном использовании культовых построек", который спас многие храмы и сохранил их до наших дней. Гневно осуждаемое атеистами использование храмов под склады и молотилки давало зданиям какой-никакой уход, ремонт и обогрев. Сейчас те храмы, которые находились в хозяйственном использовании зачастую находятся в несравненно лучшем состоянии, чем те которые стояли заброшенными.
Зверское разрушение и истребление последних артефактов уходящей культуры началось (не считая губительных 20-х) под флагом "интереса к старине" с конца 1970-х годов и совпало (?) по времени со строительством "укрупнённых сельских поселений" . Местные жители рассказывают , что до 70-х многие церкви стояли нетронутыми, с иконами внутри. Стояли нетронутыми кладбища с мраморными склепами, медные пушки у могил генералов.
Посему, я высказываю свою поддержку "попам" в их неуклюжих зачастую попытках спасти церковные здания. Если здание спасено, спасена ХОТЯ БЫ его конструкция , то потом, через год, через 10 или 20 лет можно будет привести его к "историческому виду" , восстановить колокольни, приделы и наружный декор. Если же церковь рухнула, то её не спасёт уже никто.
Понимаю вашу заботу о чистоте РЕСТАВРАЦИИ, но не нужно забывать и о скорости КОНСЕРВАЦИИ, которая кроме уважения к материалам и деталям, подразумевает СПАСЕНИЕ самого здания от разрушения.
av4
Jan. 20th, 2011 09:52 pm (UTC)
Со многим соглашусь. НО:
Кажется в тексте никаких ругательств в адрес "попов" или кого-то еще и не наблюдается. Там вообще нет темы "кто виноват", там лишь обзор того, что происходит с наследием.

И, кстати, утраченный декор уже никогда не станет подлинным, сколько бы его кто ни восстанавливал через 10 или 20 лет. Это будет современная копия искусства 17/18/19 века. Она расскажет о нем ровно столько же, сколько копия картины Шишкина/Айвазовского/Тициана расскажет об авторском почерке этих художников. Т.е. что-то общее конечно расскажет, но не больше. Это тоже не оценка, а констатация.
(no subject) - anikitski - Jan. 20th, 2011 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - daria_iz_orla - Jan. 21st, 2011 03:25 pm (UTC) - Expand
defrise
Jan. 21st, 2011 05:36 am (UTC)
вести из провинции
В Харбине и Хабаровске есть соборы, прекрасно отреставрированые под руководством Н. П. Крадина.
grus57
Jan. 21st, 2011 07:40 am (UTC)
Когда новое здание, возводимое на прежнем месте в память утраченного, оказывается не полной копией старого, это понятно. Тут даже и требований таких предъявлять невозможно. Это по определению уже памятник 21 века, отражающий нашу тоску по прошлому :))
Самое грустное, когда вольным перестройкам под видом реставрации подвергается то немногое, подлинное, что все-таки дожило до наших дней. Этому нет прощения, и нет оправдания, потому что это как убийство. Дальше можно плодить серию реконструкций хоть до бесконечности и спорить какая лучше хоть до хрипоты.
Безнадега в том, что грешат таким "творческим" подходом к реставрации не только попы, но и "научная реставрация". Что прекрасно видно из вашей далеко не полной, но очень показательной подборки.
Еще раз огромное спасибо за труд.
av4
Jan. 21st, 2011 12:55 pm (UTC)
Спасиб! По поводу воссозданий тоже не все однозначно, на мой взгляд. Когда проект ведется именно в рамках строго научного воссоздания, то и требования к нему соответствующие - максимальное приближение к подлиннику. И тогда новодел становится заместителем оригинала, т.е. больше, чем просто внешне похожая копия 21 века, и по смыслу, и по формам. Таких примеров полно, причем, не только у нас. А когда под видом воссоздания ведут откровенно новое строительство "по мотивам", то и называть его тогда надо иначе. И цена этой вольной копии (или вариации на тему) иная. У нас же все перемешано, никто не видит разницы.
(no subject) - anikitski - Jan. 22nd, 2011 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - grus57 - Jan. 22nd, 2011 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anikitski - Jan. 22nd, 2011 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grus57 - Jan. 22nd, 2011 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anikitski - Jan. 23rd, 2011 08:13 am (UTC) - Expand
dinya_ss
Jan. 21st, 2011 07:45 am (UTC)
Городню и Клишино жалко...
До первой церкви так и не успел доехать, а вторую застал еще в нормально виде...
av4
Jan. 21st, 2011 12:56 pm (UTC)
Да, да....
:-)
А я Городню уже уделанной видел. А в Клишино не доехал. Да теперь там и делать нечего.
(no subject) - dinya_ss - Jan. 21st, 2011 01:02 pm (UTC) - Expand
kir_posternak
Jan. 21st, 2011 12:16 pm (UTC)
Вроде бы в Геленджике сейчас начинаются работы по возвращению храму первоначального облика. Совсем недавно к нам в музей приезжал настоятель этого храма, собирал материалы.
av4
Jan. 21st, 2011 12:51 pm (UTC)
Да, там что-то началось. Коллега, тот который av_otus как-то там подключен, пишет текст для буклета и что-то еще. Вроде доросли до нормальной реставрации.
(no subject) - kir_posternak - Jan. 21st, 2011 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Jan. 21st, 2011 01:05 pm (UTC) - Expand
ar_chitect
Jan. 21st, 2011 07:04 pm (UTC)
кошмар...
forsker
Jan. 21st, 2011 07:32 pm (UTC)
Можно предположить,что лепные детали на фасадах церкви в с.Нижний Ландех не сбили,а демонтировали.В Интернете попадалась ссылка на тех,кто занимался главами http://cupolas.ru/team
av4
Jan. 21st, 2011 07:36 pm (UTC)
Да, я тоже находил про купола. Не знаю, как-то уж очень устращающе выглаженный фасад выглядит. и портики странные, не верю я в такие.
(no subject) - forsker - Jan. 21st, 2011 08:31 pm (UTC) - Expand
olbening
Jan. 22nd, 2011 09:02 am (UTC)
можешь добавить Зеленец. где при восстановлении собора начали с того, что сбили все оставшиеся изразцы. В первый раз я видела их, лежавшие кучей на земле - остатки добивали, во вторй раз чистенько-беленько
alik2005
Jan. 23rd, 2011 06:06 pm (UTC)
Липицы, кстати, почти красиво, если бы не утраченная подлинность и не странная колокольня.
proofreader_z
Jan. 30th, 2011 04:20 pm (UTC)
Добрый вечер.
У Вас сказано, что церковь в с. Липицы (Моск. обл. 1735 г.)
построена "в скромных формах нарышкинского стиля".
Хотелось бы знать, какие именно формы этого здания следует считать нарышкинскими?
Спасибо.
av4
Feb. 2nd, 2011 06:08 pm (UTC)
Скорее по времени, чем по стилю. Общая типология - восьмерик на четверике, от нарышкинских. Ну а декора никакого нет, это правда. Но его нет, например, и на храмах Прозоровских, которые тем не менее воспроизводят нарышкинские композиции.
( 34 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel