polinadorofeeva (polinadorofeeva) wrote in arch_heritage,
polinadorofeeva
polinadorofeeva
arch_heritage

Павловский дворец. Реставрация галереи Гонзаго.

22 декабря побывала в Павловском дворце на рождественском приеме. Я уже выкладывала материал об открытом хранении русского фарфора, а сейчас расскажу о реставраврации галереи Гонзаго.
Нас провела по галерее Людмила Коваль, заместитель директора по научной работе. Рассказала об истории ее возникновения - галерея появилась в 1797 году при расширении дворца Винченцо Бренной. А в начале 19-го века ее раскрасил в технике итальянской фрески театральный художник, а также величайший мастер перспективной живописи - Пьетро Гонзаго. На всем протяжении 19-го века фрески подновлялись, так как климат нашей местности отнюдь не способствовал их сохранности. Одно время даже архитектор Карл Росси разработал остекленение галереи, которое, впрочем, осуществлено не было.

 

В 1938 году Г.Константиновским и В.Вейсом под руководством Ф.Олейника была проведена фотофиксация фресок, сегодня при их восстановлении эта работа пригодилась. В конце января 1944 года при освобождении Павловска, дворец горел, и цвет фресок под воздействием огня изменился: из желтых они стали красными.

 

Много лет в Павловске шли ожесточенные споры по вопросу восстановления фресок Гонзаго: как их реставрировать, и надо ли вообще это делать? В итоге в 1989 году было принято решение об их восстановлении как завершение воссоздания целостного облика ансамбля Павловского дворца. На момент их реставрации от подлинных фресок оставалось где-то  15 процентов.

 

В 2007 году общестроительные работы в галерее провела компания "Каст". А написание фресок поручили провести "Водолей плюс", генеральный директор Р.Шестак. Сначала были воспроизведены в натуральную величину картоны всех, а их семь, фресок, а также плафона. Эта работа продвигалась довольно трудно - было много замечаний и предложений от научных сотрудников, адресованных специалистам "Водолея плюс". Например, мущейщикам не понравились "современные" лица  скульптур, они провели по дворцу и показали образцы, на которые следовало равняться специалистам "Водолея плюс". По каким-то причинам, журналистам не объяснили, сначала над эскизами фресок работала одна бригада, а окончательную роспись стен в технике итальянской фрески делала другая бригада, под руководством Г.Геворгяна.

 

При восстановлении фресок орентировались на все наследие Гонзаго, которое дошло до нашего времени, а также на множество фотографий, иконографических материалов.

 

Мы убедились воочию, что нарисованные галереи с балюстрадами, скульптурами действительно кажутся настоящими, что, я думаю, видно и на фотографии.

 

Единственно, мне не понравились специально оставленные реставраторами подлинные фрагменты, которые, на мой взгляд, частично разрушают иллюзию объема.

 

Людмила Коваль в это день не уставала давать разным телекомпаниям интервью.

 

Осталась еще воссоздать четыре фрески. На фото одна из них. Эта фреска, по словам специалистов, самая сложная, так как надо органично включить самый большой фрагмент подлинной фрески во вновь созданную.

 

Это же - "сложное" панно.

 

В этой части галереи Гонзаго еще предстоит потрудиться реставраторам. Во дворце говорят, что при наличии финансирования, оставшуюся работу сделают в 2011 году.



Реставраторы на планшете оставили такие разметки с колерами, помогающими им в работе.
После воссоздания фресок останется самое сложное - охрана их, чтобы никто их не разрисовал. "Это будет настоящей трагедией, если такое произойдет", - говорят музейщики.

Tags: Павловск, реставрация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments