Екатерина Тараскина (lady_sumerki) (lady_sumerki) wrote in arch_heritage,
Екатерина Тараскина (lady_sumerki)
lady_sumerki
arch_heritage

Categories:

Акция Архнадзора "Музей под открытым небом". Милютинский переулок, д.9

Вчера в Милютинском переулке прошла акция Архнадзора и Москвы, которой нет, приуроченная ко Дню исторического и культурного наследия. В течение дня по переулку прошла серия бесплатных экскурсий. Для тех, кто не успел записаться или примкнуть к дополнительным экскурсионным группам, возле каждого значимого здания переулка стояли смотрители. В задачу смотрителей входило: ответить на вопросы, рассказать желающим информацию о вверенном доме и снабдить прохожих листовкой с маршрутом и краткой информацией.

Листовки заканчивались молниеносно. В результате пришлось отдать свои несброшюрованные распечатки и даже чуть не стать свидетелем драки за информацию :)

Возле дома

Я дежурила возле дома №9. Интересно, что люди задавали совершенно разные вопросы: от ожидаемого "расскажите об этом доме" до "почему именно здесь и сегодня?", затевали споры и даже делились информацией. Акция прошла очень позитивно, это был настоящий взаимообмен. Конечно, задавали каверзные вопросы. Удивительно, но вопрос, который я сама себе задала после прочтения материалов, присланных организаторами, мне так никто и не задал. А вопрос мой касался биографии и творчества архитектора, спроектировавшего дом. Ведь фамилию его я где-то встречала, но поняла, что абсолютно ничего о нём не знаю. И сомневаюсь, что большинство знает :) Зато с недоверием задали вопрос относительно авторов некоторых цитат, которые я приводила в своей мини-лекции.

В общем, для тех, кто не смог принять участие в этой замечательной акции, а также для тех, кто участие принял, но задавал другие вопросы, я решила подготовить этот пост. Здесь будут указаны все источники, сюда будет добавлена новая информация, полученная от прохожих, здесь будет проведена работа над ошибками в том случае, если кому-то в чём-то соврала, здесь же я попытаюсь разрешить возникшме споры.




Небольшой земельный участок, на котором сейчас стоит дом №9 ранее принадлежал Французскому правительству. На нём планировалось возвести 7-этажное здание с полуподвалом и мансардами — "Дом Французской нации". Был готов проект, и снесены все строения на участке. Многоэтажное здание включало бы: консульство, резиденцию военного атташе, французский театр, выставочный зал, квартиры секретарей консульства, резиденцию для именитых гостей, магазины, бар, кинотеатр и концертный зал, французскую аптеку и поликлинику, доходные квартиры, общежитие для французских подданых, живших временно в Москве. Но события 1914 года помешали осуществлению этих планов.

А в 1923 (по другим данным в 1927-1928 гг, что больше похоже на правду) году на участке был построен экспериментальный трехэтажный жилой дом на несколько квартир по проекту А. Я. Лангмана.
Здание довольно необычно: конструктивистская лаконичность объема сочетается с деталями, в прорисовке которых угадываются отзвуки архитектуры модерна. На главном фасаде выделяются два круглых эркера, на боковом фасаде — круглое окно — мотив, часто встречающийся в произведениях Лангмана. К сожалению, посмотреть на боковые фасады сейчас затруднительно. Невозможно увидеть и задний фасад, который является почти копией главного — здание зеркально.

В этом доме, прозванном «ягодинским особняком», по воспоминаниям М.П. Шрейдера, проживала верхушка ГПУ (Государственное политическое управление при НКВД РСФСР), доступ в него имели лишь немногие, и жизнь в нем была покрыта тайной. Однако, известно, что помимо Ягоды, «в конце двадцатых в этом доме жили семьи тогдашнего начальника контрразведывательного отдела ОГПУ Артузова, начальника секретного отдела ОГПУ Дерибаса, начальника иностранного отдела Трилиссера». Шрейдер вспоминает:"большинству оперативных работников ОГПУ конца 20-х так или иначе становилось известно об устраиваемых на квартире Ягоды шикарных обедах и ужинах, где он, окруженный своими любимчиками, упивался своей все возрастающей славой. Я никогда не бывал в ягодинском особняке, но еще в середине двадцатых слышал от начальника административно-организационного управления ОГПУ Островского, что начальник строительного отдела ОГПУ Лурье, бывший соседом Ягоды, несколько раз перестраивал жилище будущего шефа НКВД". Старожил на сайте oldmos.ru комментирует: "По другую сторону Милитинского переулка, прямо напротив этого дома находился гараж для дежурной автомашины. Доподлинно знаю, что в этом доме жил Г.Г.Ягода, а позже В.Г.Деканозов, расстрелянный по делу Берии".

Говорят, что где-то с середины 50-ых дом занимали польские внешнеторговые организации, а до этого — несколько лет там располагалось польское посольство (до переезда в новое здание). Сейчас в здании — офисы. Многие из них принадлежат польским фирмам. Поговаривают, что дом якобы числится на балансе у МИДа. Моей напарнице удалось зайти внутрь с мужчиной, который там работает, за что ему огромное спасибо! Меня провести уже не удалось — охранник нервничал. В доме высокие, по 4,5 метра, потолки, парадная лестница, лифт. Из каждой квартиры есть выход на чёрный ход.

Судя по описаниям, квартиры, построенные Лангманом для чекистов, были хороши, удобны и просторны, и для Москвы того времени были роскошью. В «Зодчих Москвы» в главе про А. Я. Лангмана написано: «Дома, спроектированные Лангманом, вообще отличались комфортом... Его дома замечательны тем уважением к человеческой психологии и антропометрии, которое присуще, вероятно, лишь опытным архитекторам и вдумчивым врачам. Лангман проектировал, как водится, методом подстановки, перевоплощения для заказчика, как для себя. У него была репутация аккуратного и внимательного к пожеланиям заказчика профессионала». Имеется ввиду коллективный двухтомник "Зодчие Москвы. XX век", выпущенной в 1988 году в издательстве "Московский рабочий" под редакцией С. Ц. Земцова. Составитель биографического сборника — Ю. С. Яралов, доктор архитектуры, профессор, лауреатГосударственной премии.

Фраза "Его дома замечательны тем уважением к человеческой психологии и антропометрии" почему-то вызывала много вопросов и дискуссий. И я привела цитату из книги известного московского краеведа В. Б. Муравьёва "Святая дорога" (с источником наврала) о том, что свои знания психологии и антропометрии архитектор умело применял не только во благо человека: "нельзя не отметить, что тюремные одиночки в подвалах "дома Наркомвнудела" тоже строились с учетом "человеческой психологии и антропометрии". Они представляют собой глухие каменные мешки - "боксы" - с пристенной каменной лежанкой, но такой длины, что невозможно вытянуть ноги, поэтому человек не мог спать нормально и, промаявшись ночь, к утру был разбит. Он не имел возможности определить даже время суток. Через камеру шла труба парового отопления, включая которую тюремщик мог превратить камеру в дезинфекционную прожарку, а выключая - в холодильник. Лангман действительно был и "психологом", и "внимательным к пожеланиям заказчика профессионалом" - его "бокс" эффективно угнетающе воздействовал и на физическое состояние, и на психику арестованного". И... наткнулась на недоверие. Ведь многим здание Наркомвнудела известно как здание Общества "Россия", построенное в 1897-1900 гг. по проекту архитекторов Н.М.Проскурнина и А. В.Иванова. Но в сентябре 1919 года часть дома заняли представители советской спецслужбы в лице Особого отдела Московской ЧК, а затем и Центрального аппарата ВЧК. И в конце 20-ых годов здание доходного дома сильно реконструируется. А в 1932-1933 гг. за ним строится новое здание по проекту Лангмана и Безрукова (выходит фасадом на Фуркасовский переулок), одновременно с чем реконструируется Внутренняя тюрьма, расположенная во внутреннем дворе дома 2 еще с 1920 года". По новому проекту к ней надстроили еще четыре этажа. Для прогулки заключенных архитектор Лангман устроил шесть прогулочных дворов с высокими стенами прямо на крыше здания. Узников поднимали сюда на специальных лифтах или вели лестничными маршами". (по материалам журнала "Профиль" от 22 января 2001 г, официального сайт Балтийского Центра по изучению России Russia Monitor и ещё нескольких источников)

Вообще личность архитектора Лангмана очень интересна. Жаль, что о нём встречается слишком мало информации. Удалось узнать, что архитектор приехал в Москву из Харькова в 1922 году. Довольно быстро сориентировался в ситуации и выбрал себе надёжного покровителя в лице верхушки ГПУ. Во многом благодаря этому, его имя практически нельзя встретить среди имён участников всесоюзных конкурсов — он был занят реальным строительством. И в результате принял участие в проектировании около 50 зданий, из них 21 — в Москве. Среди них: здание Совета труда и обороны (ныне государственная Дума) в Охотном ряду, Общественный корпус Болшевской трудовой коммуны ОГПУ (совместно с Чериковером Л. З., ныне - торговый центр), Здание Наркомвнудела в Фуркасовом переулке (совместно с Безруковым, ныне корпус комплекса зданий ФСБ РФ), Здание спортивного общества «Динамо» (совместно с Фоминым, ныне - административное здание), Здание Госторга — "первый советский небоскрёб" (в составе группы архитекторов, ныне - административное здание) и Стадион "Динамо" (совместно с Чериковером Л. З.). Примечательно, что "ведомственным архитектором органов" Лангман становится как раз после строительства дома №9 в Милютинском переулке. Его даже называют "основателем стиля КГБ".

И стиль этот получился настолько сильным и ярким, энергичным, воздействующим, что заслуженный архитектор России Зоя Харитонова (которая, кстати, тоже активно борется за сохранение облика Москвы) считает, что, если мы хотим демократического общества, возможности дискуссии, то Госдуму надо срочно переселять: "Это здание было выстроено архитектором Лангманом в 30-е годы специально для Госплана. В сталинском стиле. В нем мощь, которая предвещала начало войны. Выразительное здание, очень солидное, но при этом совсем закрытое, недемократичное, и депутаты еще больше его загерметизировали — уже целый квартал подчинен их власти. Это неправильно, что в старых административных зданиях советского периода располагаются институты демократического государства. Там невозможна свобода дискуссии, свобода слова, свобода принятия решений".

Сам же Лангман жил в кооперативном доме архитекторов и строителей в Малом Левшинском переулке, построенных в 30-40 хх гг. по его с Шнейдером проекту.


А так выглядел наш информационный стенд:



Напоследок — несколько слов о самой акции. Организаторы акции:
общественное движение АрхНадзор — добровольное некоммерческое объединение граждан, желающих способствовать сохранению исторических памятников, ландшафтов и видов города Москвы. Подробней о целях и основных направлениях движения можно узнать из манифеста.

Москва, которой нет — историко-культурологический проект о старой Москве. О целях — здесь.

Поддержао акцию журнал о досуге в Москве — Time Out.

Какой-то особой причины для выбора в качестве маршрута акции Милютинского переулка нет. Кроме того, пожалуй, что именно в этом переулке, в доме № 19 несколько лет назад и было основано общественное движение АрхНадзор.

(с) при написании этого текста также использованы материалы, присланные организаторами акции "Музей под открытым небом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments