Посмотреть на Яндекс.Фотках
Так можно назвать законопроект «О внесении изменений в ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который в ГД будет слушаться 22 апреля во 2 чтении. 14 апреля в 14 часов в Центральном Доме журналиста была пресс-конференция по этому закону (я участвовал от Общественной коалиции в защиту Москвы). На ней было принято следующее обращение к президенту и всем-всем всем:
Обращение
к президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву,
Председателю правительства В.В.Путину,
Председателю Совета Федерации С.М. Миронову,
Председателю Государственной Думы Федерального собрания Б.В.Грызлову,
депутатам Государственной Думы РФ,
Министру культуры РФ А.А.Авдееву
в связи с предстоящим слушанием во втором чтении законопроекта
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Законопроект №163864-5).
14 апреля в Центральном Доме журналиста состоялась пресс-конференция с обсуждением законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», назначенного ко второму слушанию в Государственной Думе РФ на 22 апреля 2011 года.
В пресс-конференции приняли участие ведущие специалисты в области сохранения объектов культурного наследия, представители общественных организаций.
Участниками пресс-конференции выражена серьезная обеспокоенность положениями законопроекта, которые в случае их принятия нанесут невосполнимый ущерб культурному наследию народов России, в особенности неповторимому архитектурному облику центральной части исторических городов. Фактически это закон об отделении наследия от государства, которое его принятием хочет снять с себя заботу о национальном достоянии, переложив ее на собственников (пользователей) без учета их финансовых возможностей и необходимого объема работ, что абсолютно недопустимо!
Участники обсуждения выразили тревогу и опасение пренебрежением Комитета по культуре ГД к массовым обращениям граждан и общественных организаций с неоднократной критикой данного законопроекта, включая прошедшие митинги против коррупции в строительстве по городам России в апреле 2011года. Тем более, что позиция общества в данном вопросе полностью совпадает с законодательными инициативами и действиями Президента РФ в борьбе с коррупцией.
Обращаем внимание, что принятие депутатами данного законопроекта дискредитирует цели и задачи Государственной Думы как законодательного органа и превращает его в инструмент коррупции, с чем общество никогда не согласится.
Самой опасной тенденцией предложенного законопроекта является попытка самоустранения государства от выполнения охранительной функции во всем многообразии ее проявлений, а также искусственное разрушение основ и механизма ее реализации, что как правило, ведет к деструктивным, губительным последствиям, подрывающим основы государственности. В этом смысле создается потенциальная угроза утраты государством способности самосохранения.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ, национальные интересы России в духовно-культурной сфере, к которой относится и сохранение культурного наследия, представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства и состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Таким образом, российское государство выступает главным субъектом политики в сфере духовности и культуры. Для государства культура – объект попечения, а не расхищения и разрушения. Данный же законопроект нивелирует ценностное значение объектов культурного наследия и превращает их в объект экономических интересов.
Низводя роль объектов культурного наследия с уровня национального достояния до уровня привлекательных инвестиционных объектов, предоставляя имущественные и налоговые льготы инвесторам, приобретающим ОКН с аукциона, законопроект оставляет собственникам и пользователям (по договорам безвозмездного пользования), лишь номинальное право компенсировать из бюджета понесенные затраты (п.3 ст.14). Порядок определения размера и выплаты компенсации не определен.
Ориентированность данного законопроекта на инвестора несомненна: в рамках выполнения работ по сохранению ОКН стало возможным изменение его параметров, что фактически означает возможность реконструкции памятника, предусмотрена возможность предоставления налоговых имущественных вычетов на приобретение ОКН, льгот на их регистрацию и оформление. Судьба объектов, которые нельзя продать (руины, памятники военной истории, мемориальные места и пр.) вообще остается за рамками настоящего закона, получается, что они никому не нужны и их естественная судьба исчезнуть!
Законопроект предусматривает возложение основного бремени по охране, содержанию и поддержанию надлежащего технического состояния объектов культурного наследия на собственников (пользователей) указанных объектов с сохранением за государственными органами охраны ОКН только функций контроля.
Возлагая весь комплекс мероприятий по охране (включающий защиту от вибрационных химических, механических воздействий, сохранение гидрогеологических условий, охрану от вредного экологического воздействия), финансированию работ по реставрации, ремонту, поддержанию в надлежащем техническом состоянии объектов культурного наследия на собственников (пользователей) памятника (помещений в памятнике), при отсутствии действующего механизма охраны и помощи со стороны государства, законопроект делает задачу сохранения ОКН невыполнимой, неминуемо обрекая собственника на нарушение законодательства в области охраны ОКН, а, как следствие – на утрату собственности.
Антисоциальная направленность данного закона против собственников помещений многоквартирных домов, приведет к депортации коренных жителей исторических центров городов и сделает возможным лишение их конституционного права на жилище, что, несомненно, вызовет протестную реакцию общественности.
Также было отмечена опасная поправка по изменению ст.23 действующего Федерального закона об охране ОКН, передающее право снятия объектов культурного наследия с охраны от Правительства РФ – Федеральному органу охраны объектов культурного наследия. По мнению специалистов данное изменение в Законе повлечет за собой понижение уровня принятия решений в отношении ОКН и тем самым спровоцирует массовое снятие с государственной охраны ОКН. Несомненна коррупционная составляющая этого закона! Такими действиями открывается возможность бесконтрольного понижения статуса памятников истории и культуры, упрощение процедуры утверждения предмета охраны, которая в свою очередь даст возможность беспрепятственно изменять облик памятников с заведомым ущербом или полной утратой ими признаков историко-культурной ценности.
Обращаем внимание, что на всех без исключения предыдущих обсуждениях специалисты и представители общественных организаций и объединений выступили с резкой критикой предлагаемого Законопроекта. Попытка изменить базовый Закон методом внесения многочисленных поправок (400страниц), снижающих его действенность, пока не увенчалась успехом. Специалисты в области охраны склоняются к необходимости разработки нового Закона, повышающего значимость культурного наследия и законодательно закрепляющего реальный комплекс мер по его сохранению.
Просим Вас поддержать инициативу представителей профессионального сообщества и широких кругов общественности, направленную на превращение закона «Об охране объектов культурного наследия» в действенный механизм сохранения национального достояния России. Подготовленный законопроект не должен представляться на утверждение в данной редакции.