Французов Денис (frantsouzov) wrote in arch_heritage,
Французов Денис
frantsouzov
arch_heritage

Categories:

Усадьба и церковь в Чукавино


Одним из пунктов нашей поездки по Тверской области была деревня Чукавино, где в настоящее время расположен центр ездового собавоводства. А по соседству с ним, как оказалось, стоят весьма интересные церковь и усадьба, о которых и пойдет рассказ.



1. Расцвет каменного строительства в Чукавине приходится на годы правления императрицы Елизаветы Петровны. Получив имение, Петр Романович Чоглоков вскоре занялся его обустройством, что требовало весьма немалых средств.

По многовековой традиции строительство в усадьбе началось с церкви Владимирской Иконы Божией Матери, о чем в 1740 году митрополиту Тверскому и Кашинскому было направлено прошение: "деревянная церковь в селе Чукавине в великой ветхости", "просим построить церковь каменную вместо деревянной..." Строительство церкви было окончено в весьма короткий срок: уже в 1746 году состоялось первое освящение храма.


2. Обходим церковь вокруг. Возле ее северого входа, обращенного к реке Волге, расстилается густой зеленый ковер - видимо, здесь давно не ступала нога человека.


3. Двери южного входа открыты, прямо возле ступенек стоит могила с довольно необычным ("неславянским") крестом, выгравированным на камне.


4. Статский советник Ермолай Николаевич Чаплин, 1857 - 1905 годы. Его сын, Георгий Ермолаевич, был видным российским деятелем, капитаном 1-го ранга, в 1920-е годы руководил белым движением на севере России.


В частности, ночью 2 августа 1918 года возглавил военный переворот в Архангельске, в результате которого в городе была свергнута советская власть. Стал командующим всеми морскими и сухопутныи вооружёнными силами Верховного управления Северной области (фотография взята с Википедии).


5. Заходим в церковь. Судя по возведенным лесам, ее постепенно восстанавливают.


6. Помещение трапезной.


7. Довольно интересно оформление ниш в стенах - раньше такого мне видеть не приходилось. Пол устлан крупной "плиткой", а внутри, несмотря на жаркую погоду, царит приятная прохлада.


8. Портал над входом в трапезную. Сверху видны результаты "электрификации всей страны".


9. Остатки фрески. К сожалению, рисунок почти невозможно разобрать.


10. Снова трапезная.


11. Алтарь. Пол здесь сохранился хуже, зато своды полотков в прекрасном состоянии.


12. Уцелевшая лепнина на потолке.


13. Еще.


14. Декор фасадов церкви также весьма интересный. Первым делом в глаза бросаются ракушки, коих по периметру весьма немало.


15. Герб. Двое ангелов держат корону над рыбой или каким-то другим существом.


16. Последним по времени каменным строением в усадьбе была церковная ограда, возникшая примерно в 60-е годы ХVIII века. Сложенная из кирпича на белокаменном цоколе, ограда была сделана невысокой, скорее чисто символически отгораживая место последнего упокоения от мирской суеты. С юга и востока в ограде имелись святые ворота, у которых центральная часть была решена в виде арки с фронтоном над ней, а две другие арки по бокам служили проходами на церковную территорию.

На этом небольшом, почти прямоугольном участке в ограде церкви погребены некоторые из владельцев Чукавина и их ближайших родственников.


17. После завершения отделки интерьеров церкви П. Р. Чоглоков приступил к строительству усадебного дома. В одном из поздних источников приведены сведения о времени построения дома - 1751 год, что, судя по стилистическим особенностям памятника, соответствует действительности.


18. Герб Чукавино на стене дошел и до наших дней.


19. В конце 60-х годов ХVIII столетия всякое строительство в усадьбе надолго прекратилось. Владельцы Чукавина - Чоглоковы - после кончины императрицы Елизаветы Петровны, утратив могущественное покровительство, вынуждены были уйти в отставку и поселиться в своем имении.


20. Благодаря тому, что князья продолжительное время не жили в Чукавине, усадебные строения долгое время не перестраивались, а главное, мода на перестройки в период расцвета дворянского усадебного быта в конце ХVIII - начале ХIХ веков почти не коснулись церкви - этого уникального архитектурного памятника в Тверском крае.


21. В 1831 году Иван Ермолаевич Великопольский по завещанию своего покойного друга, знаменитого московского врача, доктора медицины - Матвея Яковлевича Мудрова - женился на его шестнадцатилетней дочери Софье Матвеевне и поселился с ней в Чукавине. Собственно, с этого момента и начинается как бы второй период возрождения усадьбы.


22. Первым делом Великопольский со свойственной ему энергией занялся реконструкцией и благоустройством имения. Особенно много внимания уделял хозяйственному обустройству усадьбы.

В поисках дополнительных доходов он стремился завести высокопродуктивную породу молочных коров, пробовал наладить торговлю лошадьми. Для хозяйственных нужд выстроил новые каменные строения на месте прежних тесных деревянных.


23. Памятная табличка на стене усадьбы.


24. Предметом особого внимания помещика были парк и сад. Для разведения парка, его разбивки и выращивания экзотических деревьев пригласили из Швейцарии опытного садовника. По указанию садовника с Урала, Северного Кавказа, из Крыма привезли редкие лиственные и хвойные породы деревьев.

Перед домом, на пологом спуске к Волге, разбили партер, состоявший из различных по конфигурации полян, на которых живописными купами рассадили экзотические деревья. Предметом гордости Великопольского была оранжерея, или, как ее называли, зимний сад, здесь произрастали южные растения и фруктовые деревья.


25. Сразу же после октябрьского переворота 1917 года начался один из самых драматичных периодов в истории культуры. «Мир хижинам – война дворцам!» - под такими лозунгами проводились кампании по уничтожению тысяч усадеб. Сколько же тогда в огне погибло уникального историко-культурного наследия дореволюционной России, что некогда составляло гордость русской культуры? А ведь именно здесь десятилетиями скапливались дворянские архивы – межевые грамоты, письма, отчеты, дневники...

Имение Чукавино, очень богатое и известное «дворянское гнездо», связанное с именами А. С. Пушкина, И. Е. Великопольского, М. Я. Мудрова, принадлежало дворянам-землевладельцам Чаплиным вплоть до 1918 года. К счастью, здания довольно хорошо дошли и до наших дней, и я искренне надеюсь, что усадьбу и церковь все же восстановят.

Ссылка на карту альбома, там можно посмотреть, где были сделаны фотографии.

При написании использовался текст с сайтов:
sobory.ru
staritsa-pilgrim.ru
wikipedia.org
Tags: Тверская область, барокко, интерьеры, усадьбы, храмы
Subscribe

  • Вологда, ул. Кирова, 33

    Подробнее ...

  • Мининская

    Рассказ о вологодском храме — по ссылке...

  • Мифы прошлого.

    Факт, легенда и миф. Как идет взаимное превращение? Почему люди ностальгируют по прошлому? Понятно, что часто описание факта зависит от мнения…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Вологда, ул. Кирова, 33

    Подробнее ...

  • Мининская

    Рассказ о вологодском храме — по ссылке...

  • Мифы прошлого.

    Факт, легенда и миф. Как идет взаимное превращение? Почему люди ностальгируют по прошлому? Понятно, что часто описание факта зависит от мнения…