?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Моя бабушка была верующим человеком, и вся её жизнь была неразрывно связана с церковью. С девяти лет и до поздней старости, пока позволяло здоровье, она пела в церковном хоре. И когда я был маленький и ещё жил в Кувшиново, она иногда брала меня с собой. Сидя на небольшой скамеечке на клиросе я слушал пение певчих, держав в руках непонятный тогда для меня камертон, или же играл на лужайке возле церкви с детьми прихожан. Прошли годы, бабушки не стало, но каждый раз приезжая на свою Родину я обязательно посещаю те места, где прошло моё детство. И, что интересно, та скамеечка до сих пор стоит на клиросе, на том же самом месте.


Мы бережно храним то, что осталось нам от бабушки. Особенно чтим небольшой, деревянный образ преподобного Нила, которому, судя по его внешнему виду уже немало лет. Это очень необычное по православным канонам изображение лика Святого. Иконографический образ преподобного чудотворца Нила Столобенского более известен в виде деревянной резной скульптуры нежели, как того требует православная традиция, в виде живописного изображения. И этот образ связан с одной из главных святынь Русской Православной Церкви знаменитым монастырём Нило-Столобенской пустынью, который находится на острове Столобный, в пяти километрах севернее г.Осташкова. Остров Столобный до начала XVI века был необитаем и покрывался густым лесом, на котором 1528 году поселился смиренный отшельник, будущий прославленный святой - преподобный Нил Столобенский. Где в последствии на месте подвигов преподобного Нила иеромонах Герман, из братии ближайшего к острову Столобному Рожновского монастыря и основал Нило – Столобенскую пустошь удивительный по красоте мужской монастырь, куда отовсюду постоянно съезжаются тысячи туристов и паломником, и который я посетил в прошлом году.




Преподобный Нил

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. К сожалению, как его звали в миру сейчас уже неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.
По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.
Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окресным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год живёт в выкопанной землянке, потом строит себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.
Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано.
Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи веревками.

Нило - Столобенская пустынь

Открылся монастырь в 1594 году, получив по грамоте Патриарха Московского и всея Руси Иова название Нилова пустынь от имени преподобного Нила. Первым его настоятелем, со званием строителя стал преподобный иеромонах Герман из братии Николаевского Рожковского монастыря. Он собрал полные сведения о жизни преподобного Нила.
С 1764 года обитель внесена в разряд первоклассных монастырей России. В нем все было в благоустроенном виде: порядок отправления Богослужения, жизнь братии, прием богомольцев, точное исполнение послушаний. Общежительный устав, принятый при устроителе Германе, соблюдался неизменно.
Нилова Пустынь почиталась ещй и потому, что в ней сохранился дух древних монастырей.
В 1766 году дано повеление всех живущих в монастыре с надеждою пострижения обучать какому-нибудь мастерству, например, столярному, слесарному, сапожному, портному и другим профессиям, которыми они могли бы заниматься в пользу монастыря и тем предохранить себя от пагубной для них праздности.



Многие стремились под кров обители, чтобы посвятить себя иноческой жизни. Много также было людей, которые не принимали на себя обета монашества и жили в устроенных на собственные средства кельях. Они помогали своими вкладами монастырю, несли послушания, к каким были способны. Так, например, ржевский купец, бывший придворным комиссаром, Иван Иванович Образцов в преклонных летах был чтецом Синодика; секунд-майор Иван Сергеевич Челищев служил монастырю имуществом: он построил каменную церковь во имя Собора Святого Иоанна Предтечи.
В Ниловой Пустыни было много и трудников, семей крестьян, которые своим безвозмездным трудом служили обители..











Монастырь владел многими землями, озерами, лесными угодьями, подворьями в Осташкове, Твери, Москве. Многие русские государи делали пожертвования в пользу обители. Царь Алексей Михайлович в 1666 году подарил в Нилову Пустынь колокол; Федор Алексеевич - водосвятную чашу;
Екатерина II - покров; царица Наталия Кирилловна - ризу; Александр I - крест золотой... В Нилову Пустынь стремились, чтобы приобщиться, хотя бы на время, к созерцанию духовной красоты, и это было, пожалуй, главным, основным.
В монастыре находилась чудотворная икона Преп. Нила, написанная в 1595 году Иовом и Нифонтом.
Преемником первого настоятеля стал преподобный Нектарий (Теляшин), впоследствии святитель Тобольский, снискавший почет и уважение даже со стороны царственных особ и государственных сановников. При нем Нилова пустынь отстроилась, его стараниями была собрана немалая на ту пору библиотека. Когда старые здания сгорели в 1665 году, святитель Нектарий положил начало каменному строительству, получив разрешение и денежное пособие царя Алексея Михайловича на возведение Богоявленского собора. Именно там были позже захоронены нетленные мощи преподобного Нила Cтолобенского, чудотворца, обретенные уже после кончины святителя Нектария, в 1667 году.





Благодаря пожертвованиям и богатым вкладам в казну монастыря, которые охотно делали власть предержащие, Нилова пустынь постепенно обрастала каменными строениями, задуманными некогда преподобным Нектарием. В 18 веке строительство несколько замедлилось, а число насельников
сократилось. Но уже в 19 веке огромное стечение богомольцев заставляет приступить к сооружению нового, более обширного соборного храма с трехъярусной колокольней на месте прежнего Богоявленского собора.







Этот проект разрабатывался для строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, но был воплощен в жизнь здесь, на острове Столобенный.





Храм по своей пышности и великолепию превосходил многие позднеклассические сооружения столичной архитектуры. Его украшал серебряный вызолоченный престол в три пуда весом и серебряные чеканные прорезные Царские врата более десяти пудов. Древние иконы в богатых киотах и ризах тускло поблескивали при свете паникадила в 120 свечей, украшенных искусно вылитыми барельефами.



























































В 28 году Нилову пустынь закрыли. В 30-х годах там была детская колония.Позже в монастыре содержались польские военнопленные офицеры (всех их тайно расстреляли). Во время войны был госпиталь, а после опять колония для несовершеннолетних.
В 60-70 годах эту территорию передали дому престарелых и инвалидов,а позже в монастыре распологалась турбаза.В 1991 году обитель возвращена Церкви и с этого времени восстанавливается, в ней совершаются богослужения. В 1995 году в пустынь вернулись мощи преподобного Нила Столобенского.






Источники текстовой информации:
Официальный сайт Нило-Столобенской пустыни: http://monastyr-nilova-pustyn.ru/
Сайт Тверской епархии: http://tver.eparhia.ru/

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
junet
Jun. 20th, 2011 02:07 pm (UTC)
5 километров от Осташкова - это, наверное, по прямой? По дороге-то в объезд озера получается около 20 км.
yurass58
Jun. 22nd, 2011 10:53 pm (UTC)
Вы правы, вокруг озера расстояние больше 5-ти километров. Но, я думаю, это не испугает желающих побывать в этом замечательном месте.
turtleland
Jun. 22nd, 2011 05:53 pm (UTC)
Спасибо! Только по поводу скульптуры возражение - вроде уже развеян миф по поводу того, что скульптура - "неправославное" явление. Скульптур было масса на Руси!
yurass58
Jun. 22nd, 2011 10:59 pm (UTC)
Да, наверное, это так. Я встречал ещё не раз в церквях другие образы, выполненные в дереве.
( 4 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel