Category: искусство

псков

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в конце XIX века

Интереснейшая подборка фотографий Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, сделанных в конце XIX века.

Оригинал записи - https://humus.livejournal.com/6029651.html

Вид Мирожского монастыря с р.Великой
1. Вид Мирожского монастыря с р.Великой
Collapse )

Дом князя Щербатова на Новинском бульваре



Ничего подобного не было построено до того времени не только в Москве, но и в мире. Заказчик князь Сергей Александрович Щербатов решил совместить в одном здании и свой особняк, и многоквартирный доходный дом.
Collapse )

Метаморфозы одного айвана Бухары за 127 лет

Продолжаем наше путешествие в историю памятников Бухары при поддержке замечательного местного краеведа Рахмата Шарифова, который только что сделал фотосравнения почти по всем бухарским снимкам Прокудина-Горского.

Сегодня мы проследим удивительную судьбу одного айвана во внутреннем дворе медресе Мири-Араб. В отличие от знаменитого минарета Калян, этот айван стоит совсем не на виду, однако для нас он представляет большой интерес, так как олицетворяет драматическую судьбу всего архитектурного наследия Бухары. За последнее столетие с ним произошли удивительные метаморфозы!

Снимок Прокудина-Горского января 1907 года и фото Рахмата Шарифова от 31 декабря 2017 года:
Образцы мозаики стен в Старой Бухаре.Медресе Мири-Араб. 1907-2017 год. №21876.jpg
Высокое разрешение

Прокудин-Горский подписал это фото у себя в альбоме как "Образцы мозаики стен в Старой Бухаре". Его зачаровала пронзительная синева майолики, которая складывалась в причудливые геометрические узоры. Керамику для этих мозаик древние мастера готовили по особому рецепту, который до сих пор так и не удалось полностью расшифровать. Секрет состоит в том, что краски старинной мозаики не тускнели даже спустя столетия, чем не могут похвастаться современные технологии.
На современном снимке видно, что от прежней синевы не осталось и следа. Нет, она не потускнела, просто это уже другая мозаика и вообще другой айван.
Однако начнём нашу историю по порядку.
Вероятно, первым, кто снимал во дворе медресе Мири-Араб, был француз Поль Надар (1856–1939), предпринявший фотопутешествие по Центральной Азии в 1890 году.
Сделанный им тогда снимок северного айвана точно соответствует по ракурсу прокудинскому:

Collapse )
чёрный

Садуново. Церковь Николая Чудотворца.

OPD: Опознано - урочище Садуново (Кимрский район Тверской обл.). Церковь Николая Чудотворца.
С Новым Годом!
Как всегда, прошу помощи в опознании исторического снимка. Не встречалась ли кому-нибудь вот такая церковь с элементами неоготики:



Источник: sobory.ru, №553

От особняка Губина к Музею современного искусства



В Москве множится число выставочных пространств современного искусства. Вот например, с начала 2000-х годов появилось целых пять площадок только одного Московского музея современного искусства. Причём все они расположились в лучших исторических зданиях Москвы - памятниках архитектуры, в самом центре. Главное здание Московского музея современного искусства тоже представляет собой историческую и культурную ценность. Этот памятник архитектуры известен как особняк купца М.П. Губина на Петровке, адреса остальных площадок Музея современного искусства указаны в конце сообщения.
Всё это радует, потому что представляется уникальная возможность посетить замечательные исторические здания. Обычно в них можно попасть только в дни культурного наследия, а в эти - в любой день, согласно режиму работы музея. Придётся теперь как следует познакомиться с современным искусством. Первым оказался дом Губина - пришли посмотреть на искусство XX века, но как не обратить внимание на этот образец архитектуры Москвы периода раннего и строгого классицизма.
Collapse )

О немецком влиянии на русский неоклассицизм.

Сказать человеку что он не прав это совсем  не тоже, что сказать ему что он дурак. (с).

Перед вами кинжал 13 века. Кинжал утерян. Ножны от другого кинжала.
Эскурсоводчиский  бред.

Дорогие друзья! А ведь у нас большие проблемы с искусством эпохи модерна. Ему уже более ста лет, а мы совсем ничего о нем не знаем.  У нас до сих пор по большей части в каждой книге индивидуальное строение памятника, непохожесть, новинка или того хуже плавное течение линий и хоровод идей. Друзья, так быть не должно! Это совсем не так.
Искусство модерна буржуазно, повторяемо и академично. И это три вещи определяющие его более всего.   И вот о повторяемости и академичности я хочу сегодня поговорить подробнее. Но без буржуазности это не будет иметь смысла. И поэтому стачало о ней.



Посетив британский музей Тиффани заметил иранские сосуды для розовой воды.  Результатом стало рождение очередной "загадочной" формы модерна.
Посередине творение Тиффани. По бокам оригинальные персы.







Collapse )







Самые старые снимки Троице-Сергиевой лавры (попытка датировки)

Оригинал взят у visualhistory в Самые старые снимки Троице-Сергиевой лавры (попытка датировки)
Найденным за последние дни изоматериал позволяет приступить к первым попыткам систематизации самого раннего периода истории Сергиева Посада. В данном случае нас интересует только один, самый знаменитый вид Троице-Сергиевой лавры с юго-востока, мимо которого не прошёл ни один художник или фотограф. Первое реалистическое изображение создал в 1825 г. знаменитый французский ведутист Кадоль.

Самый ранний снимок, как мне удалось установить, был сделан в период между 1860 и 1862 гг. неизвестным фотографом:


К сожалению, это самый смотрибельный вариант из всех, что удалось найти в Интернете. Качественная репродукция хранится в Государственном историческом музее (Москва). Уверен, что дело чести для всех радонежских краевдов добиться, чтобы это уникальное фото стало доступно для всех в оригинальном разрешении.

А пока что мы имеем в высоком разрешении лишь  художественную репродукцию этого снимка, опубликованную типографией Лавры в ноябре 1862 года.

Нижней датой я полагаю 1860 год, когда была перестроена часовня Пятницкого колодца (самый нижний храм на снимке). Внешне он при этом практически не изменился, зато именно с этой перестройкой (я уверен) было свяно появление тропы вокруг здания, а также сходов с шоссе и мостика-лавы.  На гравюре 1856 года видно, что трава доходила до самых стен храма.

Второй старейший снимок был сделан, вероятно, вскоре после первого:
Collapse )

Мценск, Орловская область: по городу.

1) Несмотря на значительные утраты в старой дореволюционной застройке во время Великой Отечественной войны, Мценск показался мне довольно разноплановым городом - тут вам грузинская диаспора, советские панно на фасадах зданий, обширные спальные районы, состоящие из пятиэтажек времён Никиты Хрущёва, Леонида Брежнева и Михаила Горбачёва, отдельные образцы советского модерна, которые легко можно принять даже за финский функционализм 1930-х гг., интересные скульптуры известных почётных граждан этого города,особняк, по задумке писателя Николая Лескова происходило основное действие очерка "Леди Макбет Мценского уезда".
Давайте посмотрим город.
DSC_0534.JPG
Читать далее...

Теремок, Николай Рерих и вклад в мировую культуру.

1) "Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит".
— Рерих Н. К. Об искусстве
VAB1j2xMRIc.jpg
Читать далее...